карта сайтавопрос специалистувопросы-ответы

Развитие логистики

Статьи по логистике

 

Центр транспортного бизнеса: на границе Европы и Азии

Популярность:

В Екатеринбурге реализуется глобальный проект Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра, который будет направлен на комплексное развитие крупных транспортных коридоров. Он включен в федеральную целевую программу «Модернизация транспортной системы России» как главный грузоперерабатывающий комплекс Уральского федерального округа.

Рынок требует

Свердловская область, по обороту оптовой торговли занимающая первое место в Уральском регионе и четвертое – среди субъектов Российской Федерации, имеет обширные хозяйственные связи с другими субъектами РФ и со многими зарубежными странами.

Сегодня здесь активно формируется сеть логистических терминалов. За три последних года в области по¬строено около 100 тыс. кв. м складов. К 2009-му, по прогнозам областного министерства промышленности, энергетики и науки, будет введено в строй более десятка транспортно-логистических центров, а к 2012 году инвесторы планируют построить 1,7 млн кв. м складов.

В прошлом году открылась первая очередь индустриального комплекса «Логистический парк «Пышма», в финансировании которого принимала участие группа «Туран Алеем» (Казахстан). Общая площадь центра составит около 280 тыс. кв. м. Площадь первой очереди – 85,6 тыс. кв. м. В проект вложено 4 млрд рублей. Площади в логопарке намерены арендовать крупные торговые сети – «Эльдорадо», «Пятерочка» и другие. Также на базе логопарка будут запускаться несколько федеральных логистических операторов: РЛС, «ЮниТранс Логистик» и т. д.

По словам исполнительного директора екатеринбургского филиала компании Виталия Дресвянникова, в ближайшие два года «ЮниТранс Логистик» планирует значительно увеличить складские площади: «Спрос на наши услуги большой. Но есть проблема: не все готовы работать в современных условиях и по новым технологиям. У многих нет нормальной системы отчетности, и им сложно рассчитать свои затраты. Из-за этого на переговоры уходит два-три месяца. Для нас самое главное – чтобы у клиента была нормальная документация. Если она есть – наша система работает безупречно. Мы сокращаем расходы на переработку товара в два-три раза. Если же документация сделана с отступлением от правил – возникают трудности. А от этого зависит время обработки груза».

Вторую очередь логопарка «Пышма» (110 тыс. кв. м) «Евразия Логистик» планирует ввести в скором времени, третью (84 тыс. кв. м) – в августе 2008 года. Помимо этого, предусмотрено строительство второго логопарка (500 тыс. кв. м) в районе аэропорта Кольцово, срок сдачи – 2008–2009 гг. Вообще же «Евразия логистик» намерена до 2011 года создать сеть из 16 комплексов. Они должны соединить основные торговые узлы России и стран ближнего зарубежья в единую систему распределительных центров.

«Мы будем строить второй комплекс с развитой железнодорожной инфраструктурой на юго-востоке Екатеринбурга, так как предполагаем расширять работу с контейнерами, – говорит Владимир Новиков, генеральный директор ООО «Логопарк Пышма». – Мировая тенденция такова, что примерно 80% грузов отправляется в контейнерах. Это дешевле и эффективнее. Уровень контейнеризации растет, а инфраструктура не готова. То, что есть сегодня на железной дороге, нас не устраивает. Прежде всего потому, что нет условий для работы таможенников. Мы предполагаем делать современный комплекс с оборудованием для сканирования контейнеров, чтобы не вскрывать их. Мощность планируемого терминала – 300 тыс. контейнеров в год».

В общей сложности сегодня в Уральском федеральном округе, по оценке специалистов, работает свыше 2000 транспортно-логистических компаний, из них около 30–40 – крупные игроки.

По данным РБК, абсолютные значения годового оборота логистических операторов за последние годы в среднем увеличились более чем на 40% (транспортно-экспедиторских компаний – на 44%, складских операторов – около 35%).

Екатеринбург является наиболее привлекательным для девелоперов по сравнению с другими крупными городами УрФО. Поскольку столица Урала обслуживает грузовые потоки Свердловской, Челябинской, Тюменской областей и Пермского края, а также частично Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, очевидна перспективность вложений в развитие ее складской инфраструктуры. Общий рост внешнеторгового оборота, выход на рынок новых торговых компаний, сохраняющиеся высокие объемы строительства при низком уровне предложения готовых помещений, а также постоянное появление на рынке новых профессиональных иностранных инвесторов и девелоперов положительно влияют на динамику развития рынка складских помещений.

На территории Уральского округа представлены практически все крупные федеральные операторы. Национальная логистическая компания и «Авалон Логистикс» имеют филиалы в Екатеринбурге, Русская логистическая служба и STS Logistics – в Челябинске и Екатеринбурге, офис Новой перевозочной компании действует в Челябинске. (Все эти фирмы входят в рейтинг ТОП-25 логистических операторов России.)

Новые грузы по новым дорогам

Следует отметить, что Екатеринбург сегодня – один из крупнейших промышленных и транспортных центров России. Город выгодно расположен на границе Европы и Азии. Естественно, что именно столица Среднего Урала стала транзитным центром, связующим Восток и Запад. В последние годы транспортные и товарные потоки из Европы на Дальний Восток становятся все более мощными и напряженными, и если еще недавно с ролью основных логистических центров России справлялись Москва и Санкт-Петербург, то сегодня стала очевидной необходимость в смещении такого центра на Восток.

Везти товары по Транссибирской магистрали и в качестве логистических центров использовать не Москву и Санкт-Петербург, а города, расположенные в центре страны, значительно выгоднее – поэтому перевозчики в последние годы смотрят на Екатеринбург с особым интересом. Но для того чтобы потоки грузов пришли сюда, сделать предстоит еще очень многое.

Новая концепция позволит определить потребности экономики Свердловской области в логистических комплексах вплоть до 2015 года, увязать новые проекты с возможностями транспортного комплекса, определить объемы грузооборота, транзитных потоков, привлечь отечественных и иностранных инвесторов к строительству грузовых терминалов.

В ближайшие несколько лет поток транзитных грузоперевозок будет только возрастать. Связано это с будущим вводом в строй новых межрегиональных автотрасс: Урал – Сибирь через Ивдель с выходом на Ханты-Мансийск, дороги Екатеринбург – Ирбит – Туринск – Тавда с выходом на Тюменскую область, а также соединение Международного транспортного коридора № 2 с Транссибирской магистралью.

По расчетам Института экономики УрО РАН, к 2025 году в Уральском федеральном округе потребности в одних лишь автоперевозках возрастут в 6,2–7,6 раза. Это только прогноз. На самом деле уже сегодня объемы перевозимой продукции крупных предприятий ежегодно увеличиваются практически вдвое.

В перспективе транспортный узел Среднего Урала будет гораздо эффективнее обслуживать и соседние регионы – Пермский край с выходом через него на морской транспорт, Тюменский Север, Западную Сибирь, а доставленные из Европы в контейнерах грузы могут быть переброшены в любой район Свердловской области автомобильным транспортом.

Развитию логистических услуг на Урале будет способствовать и масштабная реконструкция в Екатеринбурге международного аэропорта Кольцово. Предполагается модернизация двух действующих взлетно-посадочных полос, а также строительство третьей. Кольцово может составить конкуренцию столичным аэропортам и стать максимально удобным транзитным узлом основного потока пассажирских и грузовых авиаперевозок в стране. Строительство первой очереди грузового терминала площадью 55 тыс. кв. м намечено завершить в 2009 году. А в перспективе будет построен еще один подобный модуль. Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр планирует построить складской комплекс площадью 130 тыс. кв. м. В его состав войдут существующие контейнерные терминалы территориального отделения ОАО «ТрансКонтейнер» и ЗАО «Урал-Контейнер», новый грузовой двор станции Свердловск-Товарный, строящийся складской комплекс ОАО «Евро-Азиатский международный транспортно-логистический центр».

В целом в Свердловской области будет создана единая система обработки грузов, а крупные складские комплексы появятся практически на всех основных автомагистралях: Березовском, Новомосковском и Нижнетагильском трактах, а также на трассах, идущих к аэропорту Кольцово и поселку Шувакиш. Создание таких центров оформления, обработки товаров и перераспределения грузопотоков не только обеспечит комплексные услуги для клиентов, но и активизирует транспортные перевозки.

Екатеринбург – «сухой порт»

Реализация планов регионального правительства позволит обслуживать в Свердловской области до 80% грузовых потоков, проходящих через Уральский регион. Общая их величина на территории области в 2007 году составила 309 млн тонн, что на 4,2% больше объема 2006-го.

Основным фактором, препятствующим развитию рынка логистических услуг, является нехватка современных складских терминалов. Дефицит качественных складских площадей оценивается специалистами сегодня в 1 млн кв. м. Еще несколько лет назад они говорили о том, что областной центр просто не в состоянии принять все грузы, обслужить поставщиков: основные базы, построенные десятки лет назад, расположены в центре города и с учетом возрастающего количества автотранспорта на улицах Екатеринбурга добраться до них непросто. Более того, многие помещения не соответствовали современным требованиям.

Рост экономики области влечет за собой дальнейшее развитие товарооборота, но при этом сеть логистических терминалов на Среднем Урале находится лишь в стадии формирования. Уже построены на подъездах к городу современные складские терминалы, оборудованные по последнему слову техники, которые пока справляются с существующим грузопотоком. Но, учитывая тенденции развития отрасли, в ближайшее время в области должны появиться новые логистические центры.

За два года реализации программы сделано многое: увеличено количество складских площадей, внедрены передовые технологии в оптовой торговле. Общая площадь современных складов высокой категории, построенных за это время, составила почти 300 тыс. кв. м. Но и этого уже недостаточно – рядом с областным центром возводятся новые терминалы, готовые принять грузы со всего света.

В 2008 году на Среднем Урале планируется ввести около 200 тыс. м новых логистических комплексов, а в следующем будет сдано уже 400 тыс. Разрабатывать готовые логистические решения по оптимизации расходов на доставку способны только глобальные операторы. Исходя из этого аналитики прогнозируют в ближайшем будущем исчезновение маленьких фирм и укрупнение рынка за счет слияний и поглощений. Если сегодня совокупная доля рынка крупнейших российских логистических операторов составляет от 20 до 30%, то через пять лет она может составить не менее 50%.

По мнению президента ЕвроАзиатской Логистической Ассоциации Николая Титюхина , основным стимулятором отрасли в ближайшие годы останется бурный рост оптовой и розничной торговли. «Розничный рынок к 2010 году достигнет уровня $555 млрд. Такое развитие торговли делает необходимым поиск новых схем доставки товаров и их распределения», – убежден эксперт. Областные власти уже получили предложения о строительстве логистических комплексов от инвестиционных компаний Венгрии, Чехии, Казахстана. Проявляют интерес к подобного рода бизнесу и британские предприниматели. Так что у российской логистики большое и перспективное будущее. И основы этого будущего на Урале закладываются уже сегодня.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Анатолий Гредин,
заместитель министра промышленности, энергетики и науки Свердловской области

– К сожалению, несмотря на важность задач, которые стоят перед областью в создании транспортной логистической сети, серьезным сдерживающим фактором в превращении Среднего Урала в крупный транспортно-логистический центр является то, что Екатеринбург пока серьезно отстает от крупных городов Европы по наличию транспортно-складских мощностей. Складских площадей класса А и В в расчете на 1000 жителей города – 10 кв. м , тогда как в Москве – 60 кв. м , в Праге – 470 кв. м , в Варшаве – 630 кв. м . Для того чтобы исправить ситуацию, в генеральном плане развития Екатеринбурга и его пригородов на период до 2025 года предусмотрено зарезервировать более 1300 га земли для строительства транспортно-логистических комплексов.

Для увязки в единую систему всех объектов транспортной и складской инфраструктуры в области реализуется проект по строительству Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра. Главная цель проекта – развитие крупного Европейско-Азиатского интермодального транспортного узла. В ноябре 2006 года в составе логистического центра сдан в эксплуатацию контейнерный терминал мощностью 40 000 TEU в год и общей площадью 18 000 кв. м .

Концепция развития транспортно-логистического узла на базе аэропорта Кольцово разработана ведущей мировой компанией в области авиационного консалтинга Lufthansa Consulting (Германия). Под реализацию этого проекта зарезервировано 13,9 га земли. Кроме того, в сентябре 2007 года состоялось торжественное открытие первой очереди индустриального комплекса ООО «Логистический парк «Пышма». Он расположен на севере областного центра в 4 км от Екатеринбургской кольцевой дороги.

Чтобы координировать взаимодействие существующих и строящихся логистических центров с транспортной инфраструктурой, в целях их комплексного и рационального размещения и использования сформирована рабочая группа по разработке Концепции развития логистики Свердлов¬ской области. Наша область была и остается локомотивом экономики Российской Федерации, теперь ей предстоит стать еще и транспортно-логистическим центром России.

Наша справка

По имеющимся данным, емкость российского рынка логистических услуг достигает $70 млрд, потенциал на перспективу оценивается в $120 млрд ежегодно. Объем рынка транспортно-экспедиторских услуг – $2 млрд, рынка логистического аутсорсинга – до $500 млн. Темпы роста экспедиторского рынка составляют около 7% в год, логистического аутсорсинга – до 30% в год. Ряд экспертов полагает, что эти рынки могут сравняться по своему объему в течение пяти-семи лет: многие российские транспортно-экспедиторские компании в настоящее время активно пытаются осваивать логистический аутсорсинг.

На уральском рынке логистики сегодня высок спрос на абсолютно все сегменты: высококачественные склады класса А с развитой современной инфраструктурой и средствами механизации, чуть ниже классом – B и В+, а также сохранившиеся со времен Советского Союза производственные ангары и заводские корпуса класса C и D. Однако нарастающая конкуренция на рынке логистики и повышающиеся запросы потребителей заставляют инвесторов ориентироваться на строительство новых современных складских комплексов.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Владимир Маслаков,
заместитель генерального директора ОАО «Сильвинит» по транспорту и сбыту

– Специфика работы предприятия, продукция которого пользуется огромным спросом на экспортных рынках, с учетом географического положения в центре России и, следовательно, удаленности от морских портов ставит особые задачи в сфере логистики и перевозок. Сегодняшние результаты нашей деятельности в этом направлении свидетельствуют о правильности выбранных нами путей решения этих задач. Мы системно работаем над повышением нагрузки на каждый вагон, развиваем собственные возможности по ремонту вагонов, увеличиваем парк минераловозов (сегодня «Сильвинит» располагает одним из крупнейших в России парков подвижного состава – в собственности предприятия насчитывается более 3,5 тыс. вагонов).

Совместно со Свердловской железной дорогой «Сильвинит» наладил жесткий контроль за оборачиваемостью подвижного состава и добился сокращения сроков возврата минераловозов. Мы последовательно совершенствуем логистические схемы работы с грузами, внедряем электронную систему учета вагонов. Наши взаимоотношения с железнодорожниками строятся на основе взаимопонимания. В настоящий момент мы решаем общие задачи роста объемов перевозок и повышения эффективности работы обоих предприятий-партнеров, в том числе за счет развития логистического бизнеса.

Планы ОАО «Сильвинит» поддерживают и на Свердловской железной дороге. При составлении перспективного плана развития грузовой базы регионов дороги, которую готовили специалисты ДЦФТО, учитывались планы компании по увеличению выпуска продукции к 2012 году до 6 млн тонн.

Со своей стороны, на «Сильвините» реализуется стратегический проект развития транспортной инфраструктуры на период до 2012 года. Инвестиции только в этот проект составят около 1 млрд рублей. Компания планирует осуществить масштабную реконструкцию станции Соликамск II. Проект предусматривает строительство четырех новых путей, комплекса текущего отцепочного ремонта и подготовки вагонов под погрузку с пропускной способностью до 350 единиц в сутки. Здесь же предполагается организация участка освидетельствования колесных пар и другие вспомогательные цеха.

Кроме того, проектом предусмотрено удлинение приемо-отправочных путей для формирования длинносоставных поездов (71 вагон) весом 6 тыс. тонн. Прокладывается новый приемо-отправочный путь на станции Южная. Начаты работы по сооружению двух дополнительных путей на станции Восточная. Модернизация железнодорожной инфраструктуры, развитие рынка логистических услуг обеспечат дополнительные возможности для вывоза возрастающих объемов нашей продукции. Уверен, что совместные усилия соликамских калийщиков и железнодорожников дадут огромный синергетический эффект не только с точки зрения улучшения экономики двух предприятий, но и будут способствовать развитию всей железнодорожной инфраструктуры Верхнекамья. Не случайно «Сильвинит» трижды признавался победителем конкурса «Партнер года», организатором которого выступает железная дорога. Для ежегодной отправки более 5 млн тонн грузов компании железнодорожники совместно со специалистами предприятия готовят под погрузку, загружают и отправляют более 86 тыс. вагонов.

У нас есть много точек взаимодействия для решения общих проблем. В частности, не может не вселять оптимизм общий взгляд на перспективы развития инфраструктуры Соликамского железнодорожного узла, совместные действия по транспортной логистике.

Равиль Сафиуллин,
начальник службы коммерческой работы в сфере грузовых перевозок Свердловской железной дороги

– Реализация прорывных решений в области интеграции железнодорожного транспорта в глобальную транспортно-логистическую систему при обеспечении высоких стандартов качества транспортных услуг станет одним из важнейших результатов реализации Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года.

Развитие современного логистического сервиса и терминально-логистической сети является важнейшим направлением деятельности ОАО «РЖД».

Для этого планируется создать сеть современных терминалов, складов и других объектов терминально-складского комплекса, работающих по единым технологическим стандартам и нацеленным прежде всего на обеспечение эффективного взаимодействия всех участников транспортного рынка и предоставление клиенту полного пакета услуг.

На Свердловской дороге, как и на всей сети, обеспечивается комплексный подход к развитию транспортной логистики. Дорога участвует в реализации основных направлений создания инфраструктуры транспортно-складской логистики Свердловской области.

В частности, активно ведутся работы по строительству Евро-Азиатского международного транспортно-логистического центра в районе станции Гипсовая, где зарезервирован земельный участок площадью 11 га для переноса всего объема грузовой работы со станции Свердловск-Товарный, расположенной в центральной части Екатеринбурга.

При выборе места расположения центра удалось совместить интересы железнодорожников, автомобилистов и пользователей транспортных услуг. Логистическая платформа выбрана с учетом «транспортно-узловой» модели и совмещена с технологией местной работы Свердловского железнодорожного узла. Учтена совместная технология работы с крупнейшим на сети контейнерным терминалом «ТрансКонтейнера».

Несколько другая картина по созданию логистического центра в аэропорту Кольцово, где не учтены возможности инфраструктуры железнодорожного транспорта.

В городе Верхняя Пышма компанией «Евразия Логистик» ведется строительство логопарка. При этом не учитывается отсутствие железнодорожных путей общего пользования для обеспечения недискриминационного доступа потребителей транспортных услуг. Кроме этого, в схеме подачи-уборки вагонов через подъездные пути ОАО «Уралмаш» не учтена работа с грузами, требующими таможенного контроля («Уралмаш» не является таможенным перевозчиком). ООО «УГМК-Холдинг» в районе станции Седельниково на площади 500 га планирует строительство логистического центра. При этом транспортное обслуживание складского комплекса со станции Седельниково в связи с прогнозируемым увеличением перевозок будет крайне затруднительно.

Для обеспечения максимальной эффективности работы логистических центров и складских комплексов должны быть выработаны четкие критерии выбора места для их размещения. В основу необходимо положить принцип «транспортно-узловой» модели, базирующейся на распределенных транспортных потоках (автомобильных, авиа, железнодорожных).

Поэтому Концепцию развития транспортно-логистической инфраструктуры Свердловской области и Программу развития транспортной логистики, в том числе и по каждому транспортному узлу, нужно увязывать со Стратегией развития железнодорожного транспорта.

"РЖД-Партнер"

Логистика региона | РЖД-Партнер 

8 декабря 2008
   
 
Rambler's Top100
Адрес: Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Монтерская, д. 5А , офис 30, тел.: (343) 235-06-91, сот. 8 (922)151-00-65
Создание сайта